Медицинский центр
+7 (831) 430-13-76
+7 (831) 434-22-03
заказать звонок
г. Нижний Новгород,
ул.Рождественская, д.39
пн-пт: 8-20, сб: 8-19, вс: 9-15
mail@julianna.ru

Последствия перинатального поражения ЦНС

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) включает в себя все заболевания различных по причине и происхождению поражений головного и спинного мозга. Возникают в процессе внутриутробного развития, во время родового процесса и в первые дни жизни новорожденного. Выделяют 3 степени поражений: легкую степень, среднюю и тяжелую.

Симптомы перинатального поражения ЦНС:

  • стремительный рост окружности головы, а также выпячивание родничка
  • угнетение центральной нервной системы
  • проявление судорог, подергивания рук, ног и головы, эпизодические вздрагивания, вздрагивания в тишине
  • повышение возбудимости нервных рефлексов
  • гипертонус мышц
  • тремор подбородка, особенно при плаче
  • дрожание рук и ног
  • капризность
  • плохой сон, «поверхностный»
  • плач без причины
  • пигментация кожи «под мрамор»
  • дыхание неравномерное
  • нарушение работы ЖКТ, стул редкий, ребёнок срыгивает с трудом или срыгивает часто и срыгивания похожи больше на рвоту
  • жизненно важные рефлексы сосания и глотания ослабляются, снижена двигательная активность, тонус мышц понижен или наоборот, повышен и проявляется повышенная возбудимость.
  • коматозное состояние - впавшего в кому младенца помещают в реанимацию.

Отмечают три периода перинатального поражения ЦНС: острый период, восстановительный и исход болезни.

Острый - с рождения или еще с внутриутробного периода до 1-го месяца жизни. Лечение проходит в палате интенсивной терапии.  После нормализации состояния младенца – его переводят в отделение патологии новорожденных или в неврологическое отделение для дальнейшего лечения.

Восстановительный период делят на ранний (2-3-й месяц) и поздний (4-12 мес., у недоношенных до 24 мес.).

При поражении ЦНС у новорожденных средней и тяжелой формы - ранний восстановительный период обманчив, так как кажется, что неврологические расстройства становятся менее выраженными, нормализуется мышечный тонус, восстанавливаются рефлексы. Но через какое-то время клиническая картина вновь обостряется.

Ребенок, перенесший данную патологию, почти всегда развивается с опозданием.

Если во время острого периода используется интенсивная медикаментозная терапия, то в восстановительном периоде упор делается на физиопроцедуры, массаж, плаванье, психокоррекцию – музыкотерпию, тактильную стимуляцию.

Третий период - исход болезни (подводят к годовалому возрасту).

Даже при благоприятном исходе могут сохраниться последствия - задержка развития речи, моторики (ДЦП), психического состояния (ребенок не может долго сосредоточиться, с трудом запоминает новое, склонен проявлять агрессию, импульсивность, истерики, чувство тревоги, поверхностной сон).  Ребенка нужно оберегать от громких звуков, перегрева или чрезмерного охлаждения, источников инфекции.

Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений. К двигательным расстройствам относятся:

  • Синдром мышечной гипотонии (пониженный тонус мышц)
  • Синдром мышечной гипертонии (повышенный тонус мышц)
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД, синдром гиперактивности, гипермоторного ребенка)
При наличии задержки речевого, психического или моторного развития в лечении применяются ноотропные средства. Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya.jpg

Диагноз «задержка темпов психического развития» в настоящее время является наиболее употребимым, к нему относят  как случаи замедленного психического развития (в том числе и речевого), так и относительно стойкие состояния эмоционально-волевой или интеллектуальной недостаточности, не достигающие степени слабоумия.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода включает:

  • медикаментозную терапию
  • массаж
  • лечебную физкультуру
  • физиотерапевтические процедуры, чаще иглорефлексотерапию
  • элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания

Основной акцент делается именно на физические методы воздействия, в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев.