Медицинский центр
+7 (831) 430-13-76
+7 (831) 434-22-03
заказать звонок
г. Нижний Новгород,
ул.Рождественская, д.39
пн-пт: 8-20, сб: 8-19, вс: 9-15
mail@julianna.ru

Логоневроз (заикание)

Заикание является нарушением речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов,  или частыми остановками, либо нерешительностью в речи, разрывающей ее ритмическое течение. Это нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Диагноз ставится, когда эти симптомы выражены.

Обычно связано с логофобией (вербофобией) - фобией говорить, являющейся следствием или причиной заикания.

Формально принято выделять формы заикания:

  • тоническую - при ней часто возникают паузы в речи, либо какой-то звук растягивается
  • клоническую - характеризуется повторением отдельных звуков, слогов или слов, сопровождается прерываниями речи, в неестественных растягиваниях звуков
  • смешанную форму -  наблюдаются и тонические, и клонические судороги
zaikanie.jpg

По другой классификации различают:

  • неврозоподобная форма заикания - подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности. При этой форме заикания дети обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются немного медленнее сверстников.  В большинстве случаев выявляется патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.
  • невротическая форма заикания - типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения. При этом выраженность заикания крайне зависит от  состояния: зачастую почти чисто говоря в спокойной обстановке, в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Отмечается сильная выраженность страха речи и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза.
Почти всегда заикание сопровождается напряжением, тревогой, страхом перед речью. При этом нередко возникают неестественные движения, гримасы лица или тики – с их помощью человек  пытается преодолеть заикание.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи, причем мальчики в 3 раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов. Обычно заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

Выделяют такие особенности психики заикающихся, как:

  • робость, смущение в присутствии людей
  • чрезмерная впечатлительность
  • относительная слабость воли
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания
  • боязнь говорить в присутствии определенных людей или в обществе
Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что оно обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов.  
В раннем возрасте у детей заикание может быть следствием испуга.

Возникновению заикания способствуют:

  • раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса 
  • задержка психоречевого развития
  • алалия
  • общее недоразвитие речи (низкий объем знаний и представлений о мире)
  • малый словарный запас
  • стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия
  • способствуют патологическое воспитание детей, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом 
  • у детей может возникать вследствие подражания заикающемуся родителю 
  • зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы (чаще всего ДЦП)

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, неба, губ (артикуляционные судороги) или же мышц гортани (голосовые судороги). Также существуют дыхательные судороги - нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. 

Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Факторы улучшения заикания индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев. Например,  медленная речь, произносимая низким голосом и однообразным тоном – рекомендуется Сикорским в качестве фактора, уменьшающего заикание.

Группы риска у детей:

  • дети, страдавшие в раннем возрасте спазмофилией (имеют повышенную судорожную активность)
  • наследственный фактор - дети, имеющие в родне заикающихся лиц или имеющие в своем окружении людей с заиканием
  • дети с тревожными чертами характера, а также наблюдающие конфликтные ситуации в семье
  • дети с задержкой речевого развития, алалией или дизартрией в возрасте от 3-6 лет
  • дети с ранним ускоренным речевым развитием - при предъявлении непосильных для ребенка требований, при информационных перегрузках
  • дети с двуязычием - раннее изучение 2 и более языков провоцирует снижение адаптивных возможностей центральной нервной системы
  • социально депривированные дети, проводящие большую часть своего времени за компьютером, телевизором.
Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

Лечение заикания - сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию.

Все методы делятся на рассматривающие заикание как:

  • дефект речи – тогда советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь
  • логоневроз - концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма
zaikanie1.jpg

Методик лечения заикания великое множество, но единой «правильной» не существует. В целом методики  можно подразделить на: логопедические, психологические, психотерапевтические, логопсихотерапевтические, социореабилитационные, медикаментозные, физиотерапевтические, комплексные, нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.